Содержание
|
Лекция 4. Менеджмент Интернет-сайта.
Содержание
- Модели бизнеса в Интернет.
- Понятие веб-сайта.
- Этапы менеджмента веб-сайта.
При использовании Интернет в коммерческой деятельности, основой чего выступает web-сайт, должна лежать определенная модель бизнеса. В целом модели бизнеса можно разделить на две основных группы
- Модели поддержки существующего бизнеса.
Основой этой группы является использование Интернет для поддержки или расширения существующего бизнеса.
- Системы электронного взаимодействия со всеми субъектами рынка: построение сети Интранет, Экстранет, организация корпоративного портала в Интернет.
- Системы электронной коммерции. Сюда входят торговые системы, использующие Интернет для продаж товаров и услуг потребителям: web-витрины, интернет-магазины и торговые интернет-системы, и системы снабжения компании, позволяющие осуществлять через Интернет закупки сырья, расходных материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения производственного процесса предприятия.
- Модели создания нового бизнеса
Их можно разделить на несколько категорий.
- Возможность создания в Интернет виртуальных компаний, которые могут не иметь офиса для обслуживания своих клиентов. Таким офисом для компании становится ее web-сайт, осуществляющий все виды взаимодействия с партнерами и заказчиками. К таким компаниям относятся интернет-магазины, осуществляющие продажу продукции исключительно через Сеть; организации, оказывающие финансовые или консалтинговые услуги (виртуальные банки или электронные брокеры).
- Бизнес модели электронной коммерции, к которым можно отнести интернет-аукционы и электронные торговые площадки. К этой же категории относится модель «Торговый ряд», под которой понимается интернет-система, объединяющая в единый каталог большое число каталогов web-витрин и интернет-магазинов (облегчает покупателю выбор интересующего товара среди предложений множества различных поставщиков).
- Бизнес-модели в области рекламы в Интернет. Прежде всего, рекламная модель сайта, при реализации которой создается web-сайт для формирования на нем целевой аудитории. Контакт с аудиторией сайта продается рекламодателям или спонсорам.
К этой категории относятся модели бизнеса, в основе которых лежит оказание посреднических услуг на рынке рекламы в Интернет. Ими являются рекламные сети или службы обмена баннерами.
2. Понятие web-сайта^К содержанию^
Развитие новых информационных технологий и средств телекоммуникаций изменили не только управленческие задачи, но и общий подход к построению корпоративных Интернет-решений. Выделилось новое направление - менеджмент Интернет-сайта, под которым понимают процесс управления созданием и сопровождением Интернет-сайта с целью повышения эффективности процесса его создания и функционирования.
Web-сайт – это самостоятельная логическая единица, комплекс связанных между собой по смыслу документов и иллюстраций. Технически, web-сайт является каталогом на серверном компьютере.
3. Этапы менеджмента web-сайта^К содержанию^
- Планирование сайта
На первом этапе предполагается определение и выполнение следующих видов работ.
- Определение целей и задач сайта и целевой аудитории, т.е аудитории, на которую рассчитан сайт. Проведение конкурентного анализа, при котором оцениваются подобные, уже существующие сайты. Для оценки можно использовать такие параметры, как дизайн сайта, навигация, информационное насыщение, скорость загрузки, маркетинговые аспекты.
- Идентификация контента, то есть той информации, которая будет размещена на сайте. Необходимо составить список всех потенциальных страниц и типов контента. Выделяют статический (не меняющийся достаточно долгое время), динамический (активно меняющиеся страницы сайта, например, ленты новостей, прайс-листы), функциональный (выполняющий какую-то функцию, например, регистрация в базе данных, подписка на листы рассылки) контент.
- После идентификации контента определяют форму его подачи пользователям (в форме текста, графики, диаграмм, таблиц, с использованием видео, звуковых файлов, анимаций и т.п).
- Общий дизайн сайта должен отвечать его основной идее и информационному содержанию. При этом его структурное построение, оформление web-страниц, графические изображения, их количество и размеры должны быть в максимальной степени оптимизированы и приспособлены под потребности и возможности целевой аудитории сайта.
- Разработка структуры сайта. Разработанная структура является основой системы навигации по сайту.
Самое главное требование, предъявляемое к системе навигации, состоит в том, чтобы она была интуитивно понятной для пользователей с любым уровнем подготовки. Существует целый набор средств навигации. Часто целесообразно присутствие на сайте сразу нескольких дублирующих друг друга разноплановых инструментов навигации, каждый из которых более удобен как для определенного круга пользователей, так и для разных типов поиска на сервере. К элементам навигации относятся следующие элементы:
- меню - список основных разделов сайта. В случае ограниченности места можно использовать раскрывающийся список;
- карта сайта - специальная выделенная страница на сайте, которая должна включать в себя гиперссылку на каждую его страницу и отображение того, в какой зависимости они находятся относительно других страниц и материалов;
- гиперссылки для возвращения к предыдущей странице сайта или перехода на следующую, выделенные тем или иным способом;
- поисковая машина сайта.
- Наиболее важная часть Web-сайта - его начальная страница. Информация, помещенная на ней, должна объяснять посетителю, с какой компанией он имеет дело; какого рода товары или услуги ему предлагаются; каким образом он может путешествовать по гиперсвязям и почему это все должно его заинтересовать. Но главная задача начальной страницы побудить посетителя перейти на другие страницы.
На начальной странице может быть размещено оглавление сайта. Разумеется, на начальной странице обязательно должна быть размещена вся контактная информация: телефон, факс, адрес электронной почты.
- Последующими видами работ являются определение источников, из которых будет обновляться информация на сайте, а также персонал, ответственный за сопровождение и поддержание сайта. Что касается методики обновления информации, то на небольших ресурсах изменения можно проводить на уровне изменения HTML-кода заданных страниц. В случае больших интернет-проектов с ежедневными обновлениями не обойтись без специальной системы, позволяющей быстро менять содержимое заданных страниц.
- Этап планирования сайта завершается подготовкой технического задания, включающего точную оценку человеческих, финансовых и временных ресурсов, описание технических требований и детальное описание интерфейса.
- Разработка сайта.
Здесь предполагается реализация плана, разработанного на первом этапе.
На этапе разработки сайта происходит подготовка визуального дизайна: разметка страниц, создание прототипов; проектирование архитектуры и логической модели системы; разработка и настройка программных компонент.
Существует несколько способов создания сайта: написание вручную на языке HTML в «Блокноте» или с использованием HTML-редакторов (HotDog, MacroHTML, Macromedia Dreamwaver, Macromedia Director и прочие). Выбор того или иного способа зависит от квалификации и навыков разработчика. Первоначально определяют стратегию реализации: выполнение проекта собственными силами или с привлечением внешних ресурсов.
Выбор доменного имени веб-сайта.
Самым удобным с точки зрения простоты решения является использование доменного имени, предлагаемого провайдером. Главный минус такого варианта является регистрация домена у конкретного провайдера. При смене провайдера фирме приходится возобновлять рекламную компанию имени нового домена.
Регистрация собственного доменного имени в такой ситуации позволяет стать независимым от провайдера и защитить сделанные инвестиции. Есть и другие причины, по которым регистрация собственного доменного имени также является наиболее выгодной для владельца сайта:
- улучшение запоминаемости адреса сайта (если у сайта короткое и легко произносимое имя, потенциальный клиент без труда сможет вспомнить его, однажды увидев адрес на визитке или в рекламе);
- легкий поиск в Сети - совпадение адреса web-сайта с именем компании позволяет внести дополнительный вклад в продвижение имени компании в Интернете. Если пользователь сети знает название фирмы, то первое, что он обычно делает при попытке отыскать web-сайт, пытается набрать либо www.имя_компании.com, либо www.имя_компании.ru.
- укрепление имиджа компании (отсутствие у сайта собственного доменного имени часто трактуется посетителями сервера как нехватка у его хозяев средств на регистрацию или как несерьезный подход к бизнесу в Интернете);
- возможность дать всем сотрудникам компании значимые адреса электронной почты (зарегистрировав доменное имя имя_компании.ru, можно открыть почтовый сервер и назначить каждому сотруднику почтовый адрес типа имя_сотрудника@имя_компании.ru). Подобные почтовые адреса являются информативными и легко запоминаются.
Для эффективного использования доменное имя должно удовлетворять ряду условий:
- легко запоминаться;
- быть достаточно коротким;
- быть простым в написании, во избежание ошибок при его наборе;
- быть легко произносимым;
- содержать либо название компании, либо обозначать сферу ее деятельности.
Выполнить все эти условия часто не представляется возможным, поэтому необходимо опираться на те критерии, которые наиболее важны для бизнеса. С другой стороны, чтобы попытаться сделать это, можно зарегистрировать сразу несколько имен.
В случае если бизнес напрямую связан с Россией, наиболее целесообразно провести регистрацию домена в зоне ru. Это изначально будет показывать посетителям географическую привязку бизнеса, и такой сайт будет беспрепятственно проиндексирован русскоязычными поисковыми системами.
В российской части Интернета доменные имена обычно формируются одним из следующих способов: английскими буквами набирается название компании или сервера; английскими буквами набирается название предмета или понятия, связанного с деятельностью компании.
Если доменное имя уже зарегистрировано, можно попробовать выйти на организацию или частное лицо, владеющее данным доменом, и попытаться его перекупить.
Разработка сайта завершается его тестированием и размещением на сервере провайдера.
- Реклама сайта
На данном этапе наиболее важным является правильное позиционирование сайта (в особенности, если сайт предназначен для широкой аудитории пользователей, незнакомых с вашей организацией). Значимость качественного выполнения данного этапа очень высока, поскольку он в значительной степени определяет количество посетителей и их качество - соответствие посетителей целевой аудитории сайта.
Среди разнообразных методов продвижения сайта можно выделить два основных направления.
- Активные методы.
- Размещение рекламных объявлений на бесплатных и платных электронных досках объявлений.
- Размещение ссылок в «желтых страницах». В стандартные услуги входит размещение названия бизнеса, номеров телефонов и факса, адреса электронной почты, ссылки на страницу в Интернет, несколько (2–5) рубрик, к которым может быть причислен бизнес и короткое (20–50 слов) описание деятельности компании.
- Размещение платной рекламы на серверах с целевой аудиторией.
- Использованием баннерных и рекламных сетей.
- Указание координат сайта во всех видах рекламной продукции компании.
- Участие в телеконференциях и реклама в списках рассылки, аудитория которых представлена потенциальными потребителями продукции фирмы.
- Пассивные методы.
- Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах.
- Регистрация на тематических web-серверах.
- Размещение ссылок на свой сайт на других сайтах. Это может быть сделано на основе одностороннего или взаимного обмена ссылками.
- Методы продвижения веб-сайта
Удержание посетителей после их первоначального привлечения на web-сайт является одной из важнейших задач, т.к. это обычно обходится для компании значительно дешевле, чем привлечение новых.
Одним из важных моментов менеджмента сайта является его дальнейшая поддержка, которая может включать в себя несколько направлений.
- Поддержка содержательности информации на сайте. Сайт редко представляет ценность для посетителей, если информация на нем не меняется. Особенно важно это для ресурсов, стремящихся сформировать вокруг себя постоянную аудиторию.
На большинстве профессионально созданных и давно функционирующих сайтов регулярно публикуются новости, старая информация поддерживается в актуальном виде и своевременно корректируется, появляются новые разделы, расширяются существующие.
Немаловажной стороной является создание качественного содержания сайта. Несмотря на то, что некоторый объем контента в любом случае необходимо создавать собственными силами, существует множество альтернативных источников и методов - Реферирование. Пользователи предпочитают короткие, сжатые информационные сообщения. Делая выжимки из уже существующего в другом формате контента можно легко и быстро получить новое информационное наполнение. Это гораздо более дешевый подход, чем его создание с нуля.
- Использование ссылок.
Самым дешевым способом наполнение web-сайта является использование ссылок. Однако нужно понимать, что они отправляют читателя к другому сайту, так что должен соблюдаться некий баланс информации и ссылок.
- Обмен информацией и партнерство.
Обмен информационным наполнением с другими web-сайтами, не являющимися прямыми конкурентами.
- Приобретение. Источником ценного содержания web-сайта могут стать уже существующие книги или информация. Часто бывает дешевле заплатить держателям авторского права на интересующий вас материал, чем создавать его с нуля.
- Содержание, создаваемое посетителями. Этот способ является самым эффективным по соотношению с затратами из всех возможных. Информационное наполнение, создаваемое заказчиками, в больших количествах производится с помощью таких интерактивных инструментов, как почтовые рассылки, дискуссионные группы, чаты, отзывы заказчиков и т.д.
- Рассылка новостей.
Это направление включает в себя:
- формирование листа рассылки (список адресов электронной почты - подписчики с сайта, клиенты, партнеры, адреса из рассылок рекламы);
- внедрение системы персонифицированной рассылки сообщений для распространения информации;
- первичную рассылку (spam) (по максимально возможному числу адресов (лист рассылки плюс базы электронных адресов));
- периодическую рассылку (по листу рассылки - обновления ассортимента, цен товаров, изменение условий предоставления услуг, сообщения о новых страницах);
- периодическую проверку истинности адресов списков рассылки;
- подключение новых списков.
- Поддержка клиентов веб-сайта.
Для формирования аудитории недостаточно только представления оперативной информации и новостей, интересных данному сообществу. Необходимо самих пользователей вовлекать в работу сайта. Это можно сделать, уделяя работе с аудиторией сайта постоянное внимание и используя специальный инструментарий.
Поддержка может состоять в проведении консультаций или ответов на вопросы с помощью виртуальных конференций, чатов или электронной почты. В случае участия в конференции это будет не столь оперативно (хотя они и могут проводиться в режиме реального времени), но наглядно и информативно. Чат дает максимальную оперативность, а специалист службы поддержки может одновременно отвечать сразу на несколько вопросов. Самым же распространенным способом остаются консультации посредством электронной почты.
- Ведение конференции. Удаление некорректных сообщений, архивация устаревших сообщений, поддержка необходимых тем обсуждения. На базе материалов конференций поддержки можно создать сегментированные по определенным критериям сборники ответов на «часто задаваемые вопросы» (FAQ).
Для улучшения обратной связи с аудиторией сайта могут быть организованы гостевая книга, форма для запроса определенной информации, форма для заказа товара, анкета.
Кроме этого, возможно оказание дополнительных услуг. Самое широкое распространение из них получили почтовые услуги (hotmail.com, mail.ru) и услуги по бесплатному размещению web-страниц (geocities.com, narod.ru).
- Оценка эффективности сайта
Для правильной оценки реальных показателей работы сайта необходимо четко представлять себе, какие задачи решаются с помощью сайта и какая ожидается отдача от вложенных в создание и развитие ресурса денежных средств. Важно осознавать, что недостоверность или неактуальность представленной информации могут «свести на нет» все усилия по продвижению и рекламе сайта.
Можно выделить следующие мероприятия, осуществление которых необходимо для оценки эффективности сайта:
- Определение первоочередных задач Интернет-проекта и изучение соответствия имеющегося сайта этим задачам.
- Проверка достоверности и актуальности представленной на сайте информации.
- Анализ быстродействия системы и скорости доступа к сайту.
- Запросы к поисковым системам и каталогам Интернета для нахождения информации о заданном сайте и примерного определения уровня сложности поиска.
- Изучение системы учета посещаемости сайта с использованием ресурсов Интернета и с помощью собственных счетчиков.
- Сведение данных разных систем в единый статистический отчет.
- Проведение исследований о круге читателей, частоте посещения сайта, предпочтениях читателей.
- Получение откликов от посетителей сайта с помощью форума или анкетирования.
- Изучение динамики увеличения или уменьшения числа подписчиков рассылки.
- Выявление наиболее и наименее интересной информации - изучение страниц с максимальной и минимальной посещаемостью.
- Оценка непосредственного дохода от продаж с помощью систем заказа on-line.
Реализация этапов менеджмента сайта позволяет сделать процесс создания сайта максимально управляемым, согласованным, эффективным. В результате повышается вероятность получения хорошо структурированного, привлекательного для пользователей и отвечающего поставленным целям Интернет-сайта.
Литература
- Калинина А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: учебное пособие [электронный ресурс] / А. Э. Калинина. – Волгоград: ВолГу, 2004.
- Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. В. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. – М. : Юристь, 2000.
- Успенский И. В. Интернет-маркетинг: учебник [электронный ресурс] / И. В. Успенский. - СПб.: СПГУЭиФ, 2003.
|